В рамках предварительного следствия по уголовным делам экономической направленности особое внимание уделяется установлению лица, фактического управляющего организацией и/или являющегося конечным бенефициаром. Довольно часто наряду с установлением факта номинальности руководителя и лиц указанных в учредительных документах, устанавливается лицо, которое фактически управляет организацией или владеет её активами.
Под фактическим руководством понимается способность оказывать влияние на хозяйственную деятельность организации, используя различные рычаги управления, без официального назначения на руководящую должность.
Это может быть связано как с наличием определённых прав и полномочий, так и с фактическим контролем над организацией, что создаёт необходимость органам следствия в тщательной проверке.
В большинстве случаев фактические руководители скрывают своё участие в управлении, стремясь избежать какой либо ответственности и уголовного преследования. Как правило, такое поведение может быть связано с уклонением от уплаты налогов, мошенничеством, отмыванием денег и иными противоправными действиями, в связи с чем органами следствия принимаются все возможные усилия для установления фактического управленца и бенефициара.
Для установления личности фактического руководителя, не состоящего в штате организации, следственные органы могут использовать разнообразные методы и инструменты:
1.Анализ внутренней документации организаций. Следственный орган запрашивает у организации уставные документы, протоколы собраний, кадровые документы, протоколы совещаний, служебные записки, различные справки, ведомости и другую информацию, позволяющую идентифицировать лиц, принимающих ключевые решения.
2.Сбор и анализ показаний сотрудников. Допрос работников организации, а также бывших сотрудников, может дать важную информацию о реальной структуре управления компанией и её фактическом руководстве.
При этом следователь может интересоваться не только бизнес-процессами организации, но и корпоративной культурой. Например, сотрудникам могут задать вопрос о том, кто поздравляет их на важных для компании мероприятиях, корпоративах и т.д.
3.Изучение финансовых операций. Анализ финансовых документов, банковских счетов и сделок может выявить, кто фактически принимает ключевые решения о движении денежных средств компании. Это может быть особенно важно в случаях, когда имеются подозрения на отмывание денег или уклонение от уплаты налогов.
4.Наблюдение и прослушивание. В некоторых случаях применяются оперативные методы наблюдения или прослушивания разговоров для выяснения реального влияния лиц на организацию. Однако такие действия должны проводиться с соблюдением закона и в соответствии с установленными процедурами.
5.В моей практике были случаи внедрения «агентов» в организации, в рамках проведения оперативно – розыскных мероприятий.
6.Взаимодействие с другими государственными органами. Сотрудничество с налоговыми органами, регулирующими надзорными учреждениями и правоохранительными органами может раскрыть дополнительные факты, указывающие на выгодоприобретателя.
На практике я неоднократно наблюдал следующую ситуацию. Имеется лицо, которое не находится в штате организации, не занимает должность руководителя / учредителя / рядового сотрудника, при этом в рамках предварительного следствия в ходе допросов свидетелей и иных мероприятий о которых я указал выше, устанавливается, что данное лицо является фактическим управленцем и конечным бенефициаром в последствии которому предъявляется обвинение. Таким образом, несмотря на наличие сведений в уставной документации, указывающей на другое лицо в качестве руководителя, к ответственности привлекается фактический руководитель или владелец бизнеса.
Москва, МФК IQ квартал
Пресненская набережная д. 10 стр. 2
м. Деловой Центр, м. Международная
+7(965)146-54-15
advokat.dyachkov@yandex.ru