Статус участников уголовного судопроизводства регулируется УПК РФ. Процессуальный статус может изменяться в зависимости от различных обстоятельств, например при переходе свидетеля в категорию подозреваемого или обвиняемого. Рассмотрим, как влияет изменение процессуального статуса на допустимость использования показаний, данных ранее в качестве свидетеля, в качества доказательств по делу.
Согласно ст. 58 УПК РФ, свидетель — это лицо, которое располагает сведениями, имеющими значение для уголовного дела, и может быть допрошено в качестве такового. Показания свидетелей играют важную роль в установлении фактических обстоятельств дела, обеспечивая процессуальную истину. Однако процессуальный статус свидетеля может быть изменён, если появляются основания подозревать данное лицо в совершении преступления или имеются неопровержимые доказательства его вины.
Поскольку одним из основных принципов, заложенных в УПК РФ, является правовая определённость статуса участников уголовного судопроизводства, изменение процессуального статуса лица приводит к необходимости переоценки его ранее данных показаний.
В практике, к сожалению, довольно часто происходит следующее. Человек вызывается на допрос, либо доставляется на допрос непосредственно после обыска, после чего следователь, оперируя ответственностью, предусмотренной статьями 307-308 УК РФ, вынуждает давать показания в качестве. При этом допрашиваемый участвует в следственном действии без адвоката, психологически и юридически неподготовленным, как следствие, он не выдерживает давления следователя и невнятно отвечает на задаваемые вопросы, не задумываясь, что ответы могут инкриминировать его в совершении преступления. В этот же день его статус может измениться со свидетеля на подозреваемого, а через пару часов и на обвиняемого, после чего он может быть помещён в ИВС.
Согласно ст. 75 УПК РФ, показания, данные в статусе свидетеля, являются недопустимыми доказательствами в случае смены процессуального статуса допрашиваемого. Мы об этом всегда заявляем. Это напрямую вытекает из закреплённых в УПК РФ различий в правах и обязанностях свидетеля, подозреваемого и обвиняемого. Ведь если у человека меняется статус на подозреваемого / обвиняемого, то показания его, данные в качестве свидетеля, мы уже расцениваем как показания фактического подозреваемого. Поскольку у человека статус фактического подозреваемого, ему должно быть разъяснено право на защиту (участие в следственных действиях, в частности допросе, с адвокатом), он должен быть предупреждён, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, при этом он не должен предупреждаться об ответственности по статьям 307-308 УК РФ. Как правило, мы заявляем ходатайство об исключении этих показаний из состава доказательств. Наработана большая судебная практика судов высшей инстанции (Верховного суда РФ, Кассационного суда РФ), в которых чётко отражена позиция этих инстанций о том, что данные доказательства не являются допустимыми.
Однако в судах первой инстанции, в силу незнания или по другим причинам, позиция Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ не разделяется и применяется далеко не всеми судами. Безусловно, есть суды, которые признают такие доказательства недопустимыми, но возможен и диаметрально противоположный исход – показания не будут исключены из состава доказательств, более того, они могут лечь в основу приговора. Конечно, подобные решения мы всегда обжалуем в судах высшей инстанции, но на это требуется время, а обвиняемому уже вынесен обвинительный приговор.
Именно поэтому даже в статусе свидетеля желательно не ходить на допросы без участия адвоката, готовиться к допросам и подходить к участию в них со всей серьёзностью, поскольку процессуальный статус уголовного судопроизводства может измениться очень быстро, и не последнюю роль в этом могут сыграть показания, данные следователю во время допроса.
Москва, МФК IQ квартал
Пресненская набережная д. 10 стр. 2
м. Деловой Центр, м. Международная
+7(965)146-54-15
advokat.dyachkov@yandex.ru